15 книг-антиутопий, которые изменят ваше мнение об идеальном мире
1. Джордж Оруэлл «1984»
Джордж Оруэлл 1984 год... Хотя, можно ли быть уверенным в этом? Война. Война без конца. Война без начала. А есть ли с кем воевать? Когда всё это началось? Кто знает хоть что-то об этом? Старший Брат, Полиция мыслей, Партия? Нет, об этом нельзя думать, вдруг Они увидят, вдруг Они поймут...
Своеобразный антипод второй великой антиутопии XX века — «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Что, в сущности, страшнее: доведенное до абсурда «общество потребления» — или доведенное до абсолюта «общество идеи»?
2. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
«451 градус по Фаренгейту» больше, чем просто фантастический роман. Автор словно задает вопрос: «Что будет, если?..» Со времени создания произведения минуло немало лет. Сегодняшний читатель увидит его совершенно иными глазами. Стоит оглянуться на виртуальный мир, окружающий нас, и невольно закрадывается сомнение, не повторим ли мы гибельный путь, описанный в книге?
На первый взгляд, просто приключенческая история: погони, острые столкновения. Однако внимательному читателю, несомненно, за фантастическим сюжетом откроется глубочайший гуманистический философский подтекст.
3. Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Роман известного писателя О. Хаксли «О дивный новый мир» - выдающийся образец антиутопической литературы, равен по мастерству написания к таким шедеврам, как «Мы» и "1984". Но, если герои Замятина и Оруэлла страдают, то главные персонажи произведения Хаксли не страдают: они счастливы.
Действие книги перенесено на пик развития технического прогресса. Общество, поделенное на касты, чувствует себя вполне хорошо: институту брака нет, людей производят на фабриках, от плохого настроения есть таблетка сомы. Однако обыкновенный человек, Джон, именуемый дикарем, попав в такое «идеальное общество» погибает, потому что не может принять дикие правила действительности. Роман Хаксли – это предостережение для нашего будущего: автор убедительно доказывает нам, что технический прогресс, который пренебрегает простыми чувствами и эмоциями - прямая дорога человечества в тупик.
4. Джордж Оруэлл «Скотный двор»
"Все животные равны, но некоторые животные равнее других" - это, наверное, самая знаменитая фраза из классической притчи Джорджа Оруэлла о крушении революционных надежд в произведении Скотный двор. Трагический смысл "Скотского хозяйства" проступает сквозь яркий пародийный рисунок. В этой книге Оруэллу удалось выполнить две поставленные перед собой еще в 1936 году задачи: "разоблачить советский миф" и "сделать политическую прозу искусством". Притча Оруэлла, увидевшая свет в 1945 году, публикуется в новом переводе. В издание включены статья Оруэлла "Свобода печати", задуманная как предисловие к "Скотскому хозяйству", и очерк биографа Оруэлла Б.Крика об истории этой статьи.
5. Евгений Замятин «Мы»
«Мы» - роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается приблизительно в тридцать втором веке. Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме, сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
В Советской России роман не был опубликован: литературные критики восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. К тому же роман содержал аллюзии на некоторые события гражданской войны («война города против деревни»).
6. Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»
Книга «Заводной апельсин» рассказывает о подростках, живших в 80е годы ХХ века. Главный герой произведения — преступник Алекс (при этом любитель классической музыки!) и его друзья-отморозки устраивают ночные вылазки и безжалостно измываются над своими жертвами, избивая и убивая.
О жестокости рассказывается так буднично и спокойно, что леденеет кровь. После очередного убийства, Алекса упекают в тюрьму, где в рамках программы по борьбе с преступниками героя начинают «ломать». Борьба за свое Я — основной мотив книги. Очень характерно для героев использование жаргона, русский перевод пестрит англоязычными словами.
7. Татьяна Толстая «Кысь»
Кысь - это постапокалипсический роман с необычным сюжетом. Будущее матушки России, ядерные взрывы приводят к гибели цивилизации и культуры. Люди выживают, а не живут. Селятся не весть где, едят всяких зверушек непонятных. Общества нет, а есть различные мутанты видом и разумом. А еще разные кыси посещают слабые умы. Управляет народом мурза Федор Кузьмич, который ввел под запрет книги старые. Но Бенедикт с подобными ему, собирает их и копируют. А еще есть люди старинные, которые с самого взрыва уцелели и получили способность не умирать, при этом соблазняя слабые умы повестями о благах цивилизации.
8. Андрей Платонов «Котлован»
Андрей Платонов был подлинным сыном революции, принял ее сразу и без малейшего сомнения. Он тогда занимал всем сразу: мелиорацией, электротехникой, партийной работой. И писал, смущаясь – потому что страсть к слову не умерла с приходом революции, – он ведь не был уверен, что искусство должно исчезнуть, его обязан сменить «сущий энтузиазм жизни». Он монашески ограничивал себя, стыдясь любви к слову, как греха. И от этого его слово становилось особенно цельным, плотным, вещественным, фраза казалась тяжелой и неповоротливой, как будто мысль еще только рождается, «примеривается» к действительности. Произведения Андрея Платонова не были оценены по достоинству при жизни писателя: они повергались идеологической критике, большая часть была издана только после его смерти.
9. Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»
Книга Не отпускай меня Кадзуо Исигуро - пронзительное произведение, которое по праву входит в список 100 лучших английских романов всех времен по версии журнала "Time". Ее автор урожденный японец, выпускник литературного семинара Малькольма Брэдбери и лауреат Букеровской премии (за роман Остаток дня).
Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы.
Это роман-притча. Это история любви, дружбы и памяти. Это предельное овеществление метафоры "служить всей жизнью". Прочитал книгу Не отпускай меня вы можете оставить свой отзыв на этой странице.
10. Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
Чему учат в дурацких университетах? Тому, что нет людей смешных, глупых или злых. И — очень зря. Чему учит проклятая жизнь? Тому, что города горят, а люди — не важно, глупые, смешные или злые — просто гибнут в огне. ...Послушайте. Когда-то, давным-давно, дети отправились в крестовый поход. И — затерялись на хрупких перекрестках мироздания. Послушайте. Вы думаете, все нормально? Ничего не будет нормально. Ибо по-прежнему хлещет кровь в стены бойни номер пять...
11. Владимир Набоков «Приглашение на казнь»
Увлекательный роман "Приглашение на казнь" легендарного писателя Владимира Набокова даст возможность читателю поразмышлять о суровой действительности. Действие романа происходит в неуказанной стране, но напоминающей по описанию Россию. Главный герой Цинциннат Ц. вынужден ожидать смертельного приговора в крепости. Преступление его также весьма неопределенное - «гносеологическая гнусность». Казнь уже близко, но, тем не менее, точный день неизвестен. И Цинциннат мучительно ждет, предается воспоминаниям, размышляет о жизни и окружающей его действительности. И тем временем действительность начинает превращаться в сюрреалистический ужас. В дальнейшем читатель узнает и истинную причину его казни…
12. Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне»
В повести «Улитка на склоне» существуют два мира, два разных общества, каждое из которых живёт по своим законам. Главные герои, чьими глазами мы видим Управление, Деревню и Город подруг, находятся в определённых отношениях с властью и обществом. Кандид и Перец – ученые, люди мысли, они не приемлют насилия и преследований. Оба они «больны тоской по пониманию» и до самого конца будут стремиться к истине, но каждый своим путем.
Перец, недавно ещё мечтавший о свободе и радости жизни для каждого, получив власть, боится противопоставить себя государству. Кандид сильнее и счастливее Переца, ему удается понять происходящее и бросить ему вызов. Столкнувшись с ужасами леса и Управления, он, несмотря на своё очевидное бессилие, решает не сдаваться ни при каких обстоятельствах, хочет стать камешком, тормозящим «жернова прогресса» и остается победителем – улиткой на склоне.
13. Алекс Гарленд «Пляж»
Молодой парень Ричард, приезжая в Бангкок, случайно знакомится с человеком, с которым завязывается странный разговор. Наутро юноша забывает о нем, но не его собеседник - он оставляет карту в конверте на двери перед тем, как повеситься в соседнем номере. Карта, по словам самоубийцы, показывает дорогу в рай. Главный герой решает найти этот загадочный «райский уголок», рассказывая о нем своим новым знакомым – парочке французов. Вместе они решаются доплыть до неизвестного острова и узнать, какие тайны он хранит? И почему его назвали «райским уголком»? Но их представления были намного приятнее, чем жестокая реальность.
14. Лорен Оливер «Делириум»
Мир без любви спокойный и счастливый? Или пустой и бессмысленный? Лорен Оливер в своём произведении Делириум, состоящим из трех основных частей, как раз пытается обрисовать нам перспективы и особенности такого мира. Теперь, любовь это не прекрасное чувство, которое все стремятся познать, а неприятная болезнь, которую научились лечить. Каждый житель этого мира в возрасте восемнадцати лет обязан пройти процедуру по стиранию из памяти всех прошлых чувств, мыслей, ощущений. Главная героиня Лина думает точно так же как и остальные. Она смиренно ждёт, когда дойдёт и её очередь до процедуру. Но всё в её судьбе изменяется, когда она узнаёт парня, ради которого готова нарушить устоявшийся закон.
Продолжение читайте в произведении «Пандемониум».
15. Стивен Кинг «Бегущий человек»
В обычном маленьком городке живет обычный человек, медленно, но верно погружающийся в пучину черной ненависти к себе и окружающим. Нужен всего лишь повод чтобы ненависть выплеснулась на волю потоком хлещущей крови. И когда повод находится, обычного человека, ставшего убийцей, уже не остановить... Америка превратилась в ад. Люди умирают от голода, и единственный способ заработать – принять участие в самой чудовищной из игр, порожденной извращенным разумом садиста, в шоу современных гладиаторов, где слабые просто не доживают до финала...
Также читайте произведение из серии «Дерри»: «Кладбище домашних животных».